Association of Independent Players aipbg.ru
 
1ФорумПоискРегистрацияВход
Перейти на новую версию форума www.aipbg.ru

Поделиться | 
 

 Правила игры в длинные нарды.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
ГостьГостьavatar
СообщениеТема: Правила игры в длинные нарды.   22.05.15 23:37

Я не о правилах вообще.
Я про то, что в общем и целом Правила игры известны всем.
Но они существуют в самых разных вариантах и имеют некоторые отличия.
Вы не найдете двух игровых сайтов, у которых бы Правила совпали полностью.
И все излагаются в произвольном формате. Это приводит к бесконечным спорам, т.к. говоря о Правилах не на что сослаться.

Ниже я предлагаю свой вариант Правил, имеющих четкую и понятную структуру и не допускающих никаких разночтений. Для каждого положения Правил есть номер пункта Правил.

Для обсуждения особенностей некоторых положений Правил я открою отдельную тему. А пока - вот моя версия:



Правила игры
 
Длинные классические нарды.
 
1.     Общие положения.
 
1.1. Играют двое. Игра идет на специальной доске, разделенной на две половины (левую и правую). Количество шашек на доске по 15 у каждого игрока, которые расставляются на своей части доски вдоль правой стороны. 
 
Наборы шашек у игроков разного цвета. Каждому игроку принадлежит свой набор из 15 шашек. Шашки могут быть черными и белыми, а могут быть цветными, но они должны отличаться цветом так, чтобы различие шашек игроков было очевидным.
 
Количество зар – 2 шт. или одна пара.
 
Примечание. На турнире может быть и две пары зар, у каждого – своя пара.
 
Игроки по очереди бросают зары.
 
Первоначальная расстановка шашек показана на Рис.1
 
Рис.1 Первоначальное расположение шашек.
 
1.2. Каждый игрок имеет право передвигать только свои шашки (только шашки своего цвета).
1.3. Начальное расположение шашек на доске (позиция 12 и 24) называется "голова". Ход с этого положения называется "ход с головы".
 
1.4. За один ход с головы можно взять только одну шашку, кроме некоторых случаев первого броска.
 
1.5. Две шашки берутся с головы только в следующих случаях:
 
1.5.1. Первый бросок играющего первым игрока:
6:6   -  «с головы» ходят  обе шашки в пункт 18 (нумерация как на рис.1)
4:4   -  «с головы» ходят  обе шашки в пункт 18 (нумерация как на рис.1)
3:3   -  «с головы» ходят  шашки в пункты 21 и 15 (нумерация как на рис.1)
 
1.5.2. Первый бросок играющего вторым игрока:
6:6   -  «с головы» ходят  обе шашки в пункт 6 (нумерация как на рис.1)
3:3   -  «с головы» ходят  шашки в пункты 9 и 3 (нумерация как на рис.1)
4:4   -  «с головы» ходят  обе шашки в пункт 3 (нумерация как на рис.1), если пункт 4 еще не  занят.
 
1.5.3. При первом броске играющего вторым игрока, если пункт 4 уже занят, то
4:4   -  « с головы» ходят  одну шашку в пункт 8 (нумерация как на рис.1)
 
1.6.  В процессе игры шашки обоих игроков двигаются против часовой стрелки.
 
1.7.  Когда игрок бросает зары, то он обязан, в соответствии с выпавшими очками, передвинуть свои  шашки - ходить надо строго на то число очков, которое выпало на зарах.
 
1.8. Игрок бросает одновременно два зара.
 
1.8.1.     Если выпал не куш.
 
В этом случае ход состоит из 2 движений. После броска игрок передвигает любую из своих шашек на число пунктов, равное выпавшей цифре одного из зар. Это одно из двух движений хода. Затем игрок передвигает одну любую шашку на число пунктов, равное цифре, выпавшей на другом заре. В том числе игрок может двигать ту же самую шашку, которой сделал первое движение.
 
1.8.2.     Если выпал куш.
 
В этом случае ход состоит из 4 движений. После броска игрок передвигает любую из своих шашек на число пунктов, равное выпавшей цифре. Это одно из 4 движений хода. Затем игрок передвигает еще 3 раза одну любую шашку на число пунктов, равное выпавшей цифре. В том числе игрок может двигать ту же самую шашку, которой сделал предыдущее движение.
 
1.9.  Игрок может на один пункт скапливать любое количество своих шашек.
 
1.10. Игрок обязан использовать все выпавшие очки.
 
1.11. Если в данном пункте  стоит шашка противника, то в этот пункт  ставить свою шашку нельзя.
 
1.12. В случае, когда невозможно сделать все движения хода, то игрок обязан сделать ход на максимально возможное количество очков, в пределах выпавших на зарах цифр:
 
1.12.1. Если выпал не куш:
 
·        Игрок обязан сходить  ту из двух выпавших цифр, которая больше. Если это движение можно сделать в нескольких разных местах доски, то право выбора за игроком. Он может сделать это движение (большую цифру) в любом возможном (для большей из выпавших на зарах цифре) месте доски.
 
·        Если большую цифру сходить нельзя никаким образом, тогда игрок должен сделать тот ход из двух выпавших, который возможен. Если это  движение можно сделать в  нескольких разных местах доски, право выбора за игроком. Он может сделать это движение в любом возможном месте доски.
 
·        Если невозможно ни одно из двух движений хода, игрок ход пропускает.
 
1.12.2.  Если выпал куш:
 
·        Игрок обязан сходить  все 4 движения.
 
·        Если все 4 движения сходить нельзя никаким образом, тогда игрок должен сделать 3 из 4 движений. Если эти 3 движения можно сделать в нескольких разных местах,  то право выбора за игроком. Он может сделать три движения в любых возможных для выпавшей на зарах цифре местах доски.
 
·        Если ни 4, ни 3 движения сходить нельзя никаким образом, тогда игрок должен сделать 2 из 4 движений. Если эти 2 движения можно сделать в нескольких разных местах, то право выбора за игроком. Он может сделать два движения в любых возможных для выпавшей на зарах цифре местах доски.
 
·        Если ни 4, ни 3, ни 2 движения сходить нельзя никаким образом, тогда игрок должен сделать одно из 4 движений. Если это движение можно сделать в нескольких разных местах доски, то право выбора за игроком. Он может сделать движение в любом возможном для выпавшей на зарах цифре  месте доски.
 
·        Если невозможно ни одно из 4 движений хода, игрок ход пропускает.
 
Примечание. Часто вместо термина «пункт» используют термин «лунка». Однако, лунка – это выемка, сделанная для удобства расположения круглой шашки. В нее помещается только 1 шашка, а их в пункте может быть несколько, поэтому лучше употреблять понятие «пункт».
Лунка – часть реальной нардовой доски, пункт – обозначение игровой доски вообще. Она, например, может быть и без лунок или даже виртуальной.
 
 
2.     Движение шашек.
 
2.1. Игрок должен пройти всеми шашками полный круг  против часовой стрелки и накопить их в своем "доме". "Домом" для каждого игрока считается последняя четверть игрового поля -
"дом белых" (пункты с 1 до 6) и "дом чёрных" (пункты с 13 до 18). См. рис.2.
 



Рис.2 Направление движения шашек и расположение «дома» на доске для каждого игрока.
 
2.2. Игрок не может ставить подряд 6 и более своих шашек, создавая сопернику непреодолимый блок, если за этим блоком по ходу движения его шашек нет ни одной чужой шашки. 
 
2.3. Правило п. 2.2. нельзя нарушать ни всем своим ходом, ни каким-либо движением своего хода, даже если последующее движение игрока свой блок разрушает.
 
2.4.  До тех пор, пока все 15 шашек не окажутся в «доме», игрок не имеет право снимать шашки с доски (выбрасывать).
 
2.5. И до сбора всех 15 шашек  в доме и после сбора игрок имеет право делать ходы внутри дома, если такое возможно строго в соответствии с выпавшими цифрами зар.
 
2.6. Если при исполнении своего хода игрок сделал одно или несколько движений и завел в дом последнюю, 15ю шашку, а еще осталось одно или несколько движений, то игрок уже имеет право снимать шашки с доски (исполнять выброс шашек). Но он это делать не обязан, т.е. может выбрасывать, а может играть внутри дома, если такое возможно в соответствии с выпавшими цифрами на зарах.
 
 
3. Выброс шашек.
 
3.1. Позиции в доме.
 
Процесс выброса (снятия с доски)  шашек зависит в первую очередь от позиции шашек. Эти позиции – от 1 до 6. 1 – это позиция на самом краю доски. Смысл позиции 1 в том, что для снятия шашки с доски достаточно, чтобы на заре выпала единица. Т.е. следующий пункт доски – 25й, за пределами доски. Позиции 2,3,4,5 и 6 находятся соответственно дальше в сторону от края доски (рис. 3.)
 

              
Примечание. Позиции шашек в доме не имеют отношения к нумерации доски. На реальной доске для игры вживую такой  нумерации вообще нет. Нумерация пунктов доски в описании Правил дается условно, для лучшего и более однозначного понимания Правил. В виртуальных вариантах доски нумерация нужна еще и для других целей (обозначение виртуального хода, формализация правил и др.).
 
3.2. Порядок выброса (снятия с доски) шашек.
 
  3.2.1.  Игрок имеет право снять с доски шашку, которая стоит в позиции, соответствующей цифре, выпавшей  на одном из зар.
Например: Из позиции 6 можно выбросить шашку, если на заре выпало 6, а если выпало 3, то выбрасывать можно с позиции 3.
 
  3.2.2.  Выброс (снятие шашки) не является обязательным. Игрок имеет право не снимать шашку с доски, а подвинуть шашку внутри дома в соответствии с цифрой на заре.
Например: Если выпало 3, то можно не выбрасывать шашку с позиции 3, а вместо этого передвинуть шашку из позиции 6 в позицию 3.
 
  3.2.3.  Если на соответствующей позиции дома нет шашек, то игрок обязан сходить  выпавшую цифру путем передвижения шашки с любой более высокой позиции на свой выбор внутри дома, в соответствии с цифрой на заре.
Например: Если выпало 3, а в позиции 3 шашек нет, но они есть в позициях 4,5 и 6, игрок обязан сыграть с позиции 4, 5 или 6 на свой выбор. Но нельзя выбросить шашку с позиции 2.
 
  3.2.4.  Если на соответствующей позиции дома нет шашек, а также нет и их и на всех более высоких позициях, то игрок обязан сходить выпавшую цифру, выбросив (сняв с доски) путем передвижения шашки со следующей меньшей позиции, на которой есть хотя бы одна шашка.
Например: Выпало 4, а в позиции 4 шашек нет, их также нет в позициях 5 и 6. Тогда игрок обязан сыграть с позиции 3, выбросив одну шашку, если на позиции 3 тоже нет шашки, то тогда (и только тогда), игрок должен выбросить шашку с позиции 2, если и там нет шашки, то выброс надо сделать с позиции 1.
 
  3.2.5.  Выбор последовательности движений хода, при наличии нескольких возможных вариантов, всегда остается за игроком. При этом он не должен нарушать правила  1.12. (1.12.1 и 1.12.2)
Например: Если выпало 6:3, в позиции 3 нет шашек, а есть в позиции 6 одна и несколько в позиции 4, то игрок не обязан выбрасывать шашку с позиции 6 и передвигать шашку с позиции 4. Вместо этого он может сходить 3 с позиции 6 и уже на цифру 6 выбросить шашку с позиции 4.
 
4. Итог игры.
 
Примечание. Во избежание путаницы надо различать 2 смысла понятия «игра»: игра в широком смысле – это в данном случае «длинные нарды» (в отличие от шахмат, карт маджонга и других игр). В узком смысле игра – это составной элемент матча. Матч ведется до определенного количества очков, которые (очки) разыгрываются в отдельных играх и формируют счет матча. В нардах для этого существует традиционная терминология.
 
 4.1. Игра (матч) идет до достижения определенного, заранее обговоренного количества очков, это количество очков называется «тас».
Примечание. Традиционно тас – это игра до 3 очков. Размер «таса» может изменяться игроками (по взаимной договоренности), формулой турнира, спецификой игры (игра с удвоением, «манигейм» и иные варианты). Таким образом, размер «таса» не является предметом определения Правил игры, а относится к особенностям вариантов игры «длинные нарды».
 
4.2. В каждом отдельной игре может быть зафиксирован результат ойн или марс.
 
4.3. Если один из игроков выбросил все свои шашки, а у соперника выброшены еще не все шашки, то игрок фиксирует выигрыш «ойн» и получает 1 очко для ведения счета в «тасе».
 
4.4. Если один из игроков выбросил все свои шашки, а у соперника не выброшена еще ни одна  шашка, то игрок фиксирует выигрыш «марс» и получает 2 очка для ведения счета в «тасе».
Примечание. В длинных нардах нет других результатов игры, кроме «ойн» (1 очко) и «марс» (2 очка). Однако в некоторых отдельных, единичных случаях некоторые игроки используют еще понятия итога игры (не матча): «кокс» (3 очка) и «домашний марс» (4 очка). К правилам нард это отношения не имеет. Это дополнительные опции игроков к базовым Правилам.
Коксом в длинных нардах некоторые игроки (очень немногочисленная прослойка) считают позицию, в которой один игрок уже выбросил все свои шашки, а соперник не сумел  ни одну шашку зайти в свой дом (вероятность возможности такой позиции в длинных нардах ничтожно мала).
Домашним марсом в длинных нардах некоторые игроки (очень немногочисленная прослойка) считают позицию, в которой один игрок уже выбросил все свои шашки, а соперник завел все свои шашки в дом, но не успел выбросить ни одной (вероятность возможности такой позиции в длинных нардах также ничтожно мала).  
Всерьез говорить о коксе и «домашнем марсе» не приходится. Их нет ни в одном серьезном документе о Правилах, Регламентах, Формулах турниров и просто игр ни на одном серьезном игровом сайте.
 
5. Ничья в длинных нардах.
 
5.1.* Понятие ничьи в длинных нардах в их классическом виде, существовавшем многие века, отсутствует. Изначально игра была задумана как бескомпромиссный спор, в котором кто-то обязательно должен выиграть.
 
5.2. Понятие ничьи в длинных нардах введено Федерацией Нард и практикуется уже много лет в очных турнирах. По правилам Федерации игру всегда начинают белые. Когда  один игрок игравший белым цветом выбросил все свои шашки, второй игрок, игравший чёрным цветом, имеет право последнего броска.  Возможна ситуация, когда игрок игравший чёрным цветом, использовав своё право последнего броска, тоже выбросил все свои шашки. В этом случае партия заканчивается вничью, и игроки получают по пол очка (1/2-1/2), либо по одному очку (1-1), в зависимости от Регламента турнира.
Вернуться к началу Перейти вниз
 

Правила игры в длинные нарды.

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Ассоцияция независимых игроков в нарды. Как научиться играть в нарды.  :: Длинные нарды (Nardy) :: Учебный материал-