Association of Independent Players aipbg.ru
 
1ФорумПоискРегистрацияВход
Перейти на новую версию форума www.aipbg.ru

Поделиться | 
 

 Обратная игра

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
ГостьГостьavatar
СообщениеТема: Обратная игра   15.05.15 2:11

Поддержание многовариантности в обратной игре
(По мотивам Билла Роберти, автор VallRom )

Обратная игра – это еще одна из игровых стратегий в короткие нарды, в которой идея поддержания многовариантности играет ключевую роль.
Как только на доске сложилась ярко выраженная обратная игра – два или более двух пунктов занято в доме соперника, которые блокированы его пяти- или шести-пунктовым праймом – здесь тактика и стратегия дальнейшей игры для обоих игроков четко очерчены и определены.
Гораздо больший интерес на доске вызывает ситуация за 1-2 хода до наступления ярко выраженной обратной игры, или как я ее еще называю этот момент – стадия пред-обратной игры (proto-backgame). На этой стадии один из игроков имеет несколько шашек позади, возможно, уже владея парой пунктов глубоко в доме соперника, а возможно, еще и не владея ими. Его же соперник имеет некую блокирующую праймовую структуру, но еще не доведенную до полноценного пяти- или шести-пунктового прайма.
Таким образом, на этой стадии одним из дальнейших вариантов развития партии является обратная игра, но не обязательно, и даже, скорее всего, не так.
В конце ХХ века игроки намного охотнее и быстрее переводили партию из стадии пред-обратной игры в классическую обратную игру. Сейчас ситуация изменилась с точностью до наоборот, и теперь игроки порой намеренно не хотят играть обратку, даже когда это необходимо.
Основная идея на стадии пред-обратной игры – это поддержание многовариантности для того, чтобы как можно дольше сохранять активными сразу несколько планов на игру и иметь свободу выбора в этом отношении в зависимости от складывающейся на доске обстановки. Если ситуация будет складываться благоприятно для атакующей игры – Вы пойдете в атаку, если же ситуация начнет складываться в пользу обратной игры – Вы перейдете на этот вариант. При этом важно сохранять свободу выбора для себя как можно дольше.
Рассмотрим ряд конкретных позиций на стадии пред-обратной игры.

Позиция №1

XGID=---aA BCA C-A -c-a---cbcbB-B-:1:1:1:51:0:0:0:0:10

Как было написано выше, в ХХ веке белые, скорее всего, пошли бы 8/7 8/3*, занимая три пункта подряд и оставляя слоты на всех ключевых пунктах. Если черные протанцуют на баре или бросят анти-джокер типа 6-1 или 5-1, у белых будут  отличные шансы достроить свой пяти-пунктовый прайм. Если же черные попадут в белый слот, то белые сразу переключатся на обратную игру.
Недостаток этого хода в том, что белые слишком легко теряют гибкость своей игры. У черных будет 26 из возможных 36 бросков для возвратного хита, после чего у белых не останется другого варианта, как играть обратную игру. Гораздо лучше и эффективнее смотрится МВИ-ход 8/3* 4/3, который путем небольшой потери чистоты позиции (образования разрыва на 4-м пункте) обеспечивает белым гораздо более гибкую позицию с меньшим числом возвратных хитов для черных и большим контролем над дальнейшим развитием игры.
После этого хода белые все так же сохраняют возможность перейти на обратную игру (то есть ничего не теряют по сравнению с предыдущим ходом), но их атакующий порыв получает больше перспективы для эффективного развития своей игры впереди.

Результаты анализа:

Позиция №2

XGID=-a---BC-C---dC---acdb-B-B-:0:0:1:31:0:0:0:0:10
Белые имеют сразу два реальных плана на игру. Они уже контролируют два хороших пункта для обратной игры (24-й и 22-й), и в то же самое время у них хорошая структура впереди для построения эффективного блокирующего прайма. И бросок 3-1 дает белым массу возможностей для выбора своей дальнейшей игры.
Самый безопасный, но абсолютно не впечатляющий ход 13/9 позволит белым сохранить все свои занятые пункты без существенного риска. Но он также не оказывает никакого давления на черных, позволяя им следующим ходом делать все, что им захочется. Этот вариант отклоняем.
В ХХ веке, скорее всего, сильные игроки пошли бы 13/10 8/7, пытаясь следующим ходом захватить собственный бар-пункт и развить атаку, если черные сейчас промахнутся, или сразу же переключиться на обратную игру, если черные собьют белый блот на 7-м пункте. Недостаток этого хода в том, что после
него белые теряют контроль над игрой, так как вся их дальнейшая игра полностью зависит от следующего броска черных – собьют или не собьют шашку на 7-м пункте.
Гораздо сильнее многовариантный ход 24/21 22/21, с помощью которого белые создают продвинутый якорь.
В результате у белых все так же сохраняется опция перехода на обратную игру (т о есть они ничего не теряют по сравнению с предыдущим ходом), и в то же время они сохраняют контроль над своей игрой впереди, так как гораздо меньше зависят от следующего броска черных.
И хотя МВИ-ход 24/21 22/21 выглядит несколько рутинным, на самом деле он является «отравленной пилюлей» для черных, так как все их возможные удачные броски дуплицированы. После этого хода черным будет важно захватить 17-й пункт, для чего им нужны пятерки, но в то же самое время 5-3 им нужно для захвата с подбоем 22-го пункта, а 5-2 – для двойного хита белых шашек. В то же время любые броски, отличные от пятерки, практически ничего не дают черным. После 24/21 22/21 белые получают двойной прямой шот черного блота на 17-м пункте, поэтому черные не смогут эффективно использовать шестерки для побега своей единственной оставшейся задней шашки. Так как белые установили свой якорь на продвинутый 21-й пункт, то теперь черные смогут использовать свои активные билдеры лишь позади этого якоря, что сразу в несколько раз снижает ценность этих самых черных билдеров!
Таким образом, казалось бы рутинный МВИ-ход 24/21 22/21 приводит к оказанию сильнейшего давления на позиции черных сразу на всех участках доски.

Результаты анализа:


Позиция №3

XGID=----aBD-C---bB--bbbccB-B--:1:1:1:21:0:0:0:0:10
Типичная картина современной игры – белые, пытаясь всячески уйти от обратной игры, в подобных позициях все чаще играют 23/21 6/5 или даже 23/21 23/22.
На самом деле, белые должны сохранить для себя все возможные варианты для своей дальнейшей игры, сделав гибкий МВИ-ход 6/4* 8/7. Их тайминг в случае возвратного хита черных будет довольно комфортным для ведения обратной игры, а в случае неудачного входа черных с бара, например, после броска 6-2, белые получат возможность эффективно сыграть в атакующую игру.

Результаты анализа:

Иногда получается так, что гибкие многовариантные ходы недоступны. И тогда Вы просто должны выбрать между двумя взаимоисключающими друг друга альтернативными вариантами.

XGID=----aBCBB-A -cA a---cbcbB-B-:1:1:1:53:0:0:0:0:10
В данном случае два взаимоисключающих друг друга по стратегии варианта: это 22/14* и 13/8 7/4*.
Ход 22/14* - это радикальная попытка совершить побег. Недостаток этого хода заключается в том, что белым будет трудно возвратиться к нормальной обратке, если что-то пойдет не так. И тогда, скорее всего, их игра сведется к так называемой «ace-point game», т.е. к обратной игре с одним якорем на 1-м пункте соперника.
Второй вариант – 13/8 7/4* - может показаться гибким многовариантным ходом, но это не так. Этот ход наверняка приведет белых к 1-3 обратной игре (обратной игре с двумя якорями на 1-м и 3-м пунктах в доме соперника), так как белые оставляют для черных очень много возвратных хитов.
Сравнивая эти два варианта и основываясь на уже созданной белыми своей сильной структуры в виде 4-пунктового прайма, с хорошей перспективой его расширения до 5-пунктового, приходим к выводу, что более логичным является ход с побегом задней шашки, одновременно подбивающий черный блот во дворе и сохраняющий сильную блокирующую структуру белых – 22/14*.

Результаты анализа:

Следующий пример

XGID=aaBabaBB----cD--A bA dBA ----:1:-1:1:32:0:0:0:0:10
У белых – пять шашек позади, у черных – шесть. Поэтому дальнейшая игра может принять абсолютно любые формы, в зависимости от нескольких следующих ходов.
Белые сейчас могут задействовать (активировать) свои дворовые шашки сразу несколькими вариантами, самым эффективным из которых, скорее всего, является гибкий многовариантный ход 18/15 16/14. Этот ход дает белым два активных билдера, нацеленных на 8-й пункт, и по три активных билдера, нацеленных соответственно на 9-й, 10-й и 11-й пункты. Таким образом, если черные протанцуют на баре или войдут в игру без возвратного хита, белые легко смогут захватить еще один блокирующий пункт в собственном дворе.
Совершенно другой подход к дальнейшей игре предполагает любой атакующий ход, самым эффективным из которых является 13/10 7/5*. В результате этого хода белые развязывают борьбу за ключевой 5-й пункт, разбирая при этом собственный бар-пункт (7-й пункт), оставляя слот под прямой возвратный хит, но отправляя при этом вторую черную шашку на бар. На первый взгляд, этот атакующий ход выглядит довольно привлекательно – 5-й пункт, естественно, важнее 7-го, а риск для белых не так велик, так как дом черных абсолютно не развит.
Но я все же не рекомендовал бы белым ат аковать в данном случае, так как уже захваченный белыми бар-пункт (7-й пункт ) является эффективным блокирующим пунктом, чтобы от него отказываться, включаясь в борьбу за 5-й пункт. Если черные войдут с бара возвратным хитом, бросив пятерку, то белые столкнутся с тем, что у них практически не останется шашек на своей половине доски, за исключением разве что оголенного начального 6-го пункта и нелепого в данном случае 2-го пункта.
Второй важный момент – лучший из атакующих ходов 13/10 7/5* оставляет на доске сразу шесть(!) белых блотов – соответственно на 5-м, 7-м, 10-м, 16-м, 18-м и 21-м пунктах. Некоторые игроки до сих пор считают, что количество блотов не имеет большого значения в условиях ранней игры, когда дома соперников еще не развиты. Но возьму на себя смелость заявить – количество блотов всегда имеет значение. Все блоты по своей сути представляют для игрока обязательства, так как в первую очередь, как правило, приходится заниматься их безопасностью. Поэтому во время игры всегда обращайте внимание на количество блотов, остающихся на доске после каждого Вашего хода! А также всегда следите за блотами соперника.
Реальная опасность в оставлении большого числа блотов – эт о потеря контроля над игрой. Представьте себе такую ситуацию – белые атакуют 13/10 7/5*, черные входят с бара прямым возвратным хитом, после чего белые делают неудачный бросок. После этого черные без труда соберут все остальные блоты белых.
Когда пороховой дым рассеется, белые будут проигрывать черным 50-60 пипсов, и все что им останется, это попытаться хоть как-то сыграть в обратную игру.
Поэтому в этой позиции белые должны опираться на те, хоть и немногочисленные активы, которыми они уже обладают к данному моменту времени, и сделать гибкий многовариантный ход 18/15 16/14, понемногу сжимая тиски для черных.

Результаты анализа:

И последний пример на эту тему:

XGID=-a--BBC-B---bB--bbbbbBbB--:1:1:1:65:0:0:0:0:10
Здесь белые практически вышли на 2-4 бэкгейм (обратную игру с двумя якорями на 2-м и 4-м пунктах соперника) с довольно комфортным запасом ходов (таймингом). Для белых в этих условиях резонным является агрессивный подход к игре впереди, оставляя обратную игру в качестве запасного варианта.
Сразу напрашиваются два возможных варианта: подтянуть обе шашки со среднего пункта с помощью 13/7 13/8 или же сыграть максимально агрессивно в банзай-атаку 13/7 6/1*.
Но есть и третий вариант – гибкий МВИ-ход 21/10. Несмотря на то, что после этого хода белые
практически отказываются от обратки с двумя якорями, этим ходом они сохраняют для себя все остальные возможные планы на игру. У них в запасе остается хорошо тайминговый бэкгейм с якорем на 23-м пункте, плюс они оставили одну заднюю шашку на 21-м пункте. В то же время белые сохранили собственный средний пункт (13-й пункт), тем самым осложняя черным разбор своего среднего пункта. И, конечно же, ходом 21/10 белые создали активный билдер, нацеленный на бар-пункт (7-й пункт), угрожая построить эффективный блокирующий 5-пунктовый прайм. И хотя ни один из этих планов, взятый отдельно, не приведет гарантированно белых к победе, взятые все вместе они создают хорошо сбалансированную позицию.
Оставленная белыми шашка на 21-м пункте доставляет черным большое неудобство. Черные и рады были бы ее атаковать, но их оголенная структура и сильный дом белых делает это занят ие довольно рискованным. Например, в случае броска 4-3 черные смогут подбить белую шашку с захватом 21-го пункт а, но у белых будет достаточно большое количество бросков, позволяющих им совершить возвратный хит, и этот возвратный хит , скорее всего, станет победным. А такие броски, как 6-1, 2-1 или 4-2, являются для черных еще более неудобными. Основная причина – в их оголенной плоской структуре и сильном доме белых.
Итак, лучшим ходом в данной позиции является гибкий многовариантный ход 21/10.
Результаты анализа:

Вернуться к началу Перейти вниз
 

Обратная игра

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Ассоцияция независимых игроков в нарды. Как научиться играть в нарды.  :: Короткие нарды (Backgammon) :: Учебный материал-